Полезные советы
ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЯ – НЕ В МАГАЗИН ЗА ХЛЕБУШКОМ СХОДИТЬ, В ТВЕРДОМ ВИДЕ ОНИ НЕ ВЫДАЮТСЯ
ПОЧЕМУ ЧУЖОЙ ЯЗЫК ТАК БЫСТРО ЗАБЫВАЕТСЯ?
Представим такую ситуацию. Появился новорожденный ребенок в семье. Вокруг него все воркуют и разговаривают на родном для родителей языке (в нашем случае это – русский). Разговаривают не 1 раз в месяц, и даже не 1 раз в неделю, и даже не 1 раз в день, а каждую минуту пока он не спит. В чистую, как пустой лист, память ребенка вливаются потоки слов в сопровождении «картинок» из жизни («машинка», и мама показывает на игрушечную машинку или настоящий автомобиль и т.д.). Ребенок получает такую усиленную тренировку языка в течение всей своей жизни, и полученные знания откладываются у него на долгий срок.
Но если неожиданно поместить ребенка в семью, говорящую на абсолютно другом языке, ребенок неминуемо забудет свой первоначальный язык, т.к. практиковать его уже будет не с кем. В этом случае чужой язык постепенно станет родным для ребенка и полностью заменит первоначальный.
Но, конечно, нельзя сравнивать память новорожденного ребенка с памятью уже состоявшего семилетнего человечка или даже подростка. У детей постарше в голове уже сформированы определенные образы, и для них есть слова из родного языка, которые забыть не так-то просто. И, тем не менее, если поместить даже таких детей проживать в семью, в которой говорят на другом языке, постепенно родная речь будет вымываться из памяти ребенка, т.к. у него не будет возможности использовать русские слова и выражения в другой семье и в другой стране.
О чем это говорит? Практика, практика и только практика позволяют нам не забывать то, что мы хотим запомнить надолго. И это необязательно язык. Но язык – это то, что мы используем, чтобы общаться с другими людьми, чтобы они нас понимали. Несомненно, наилучший вариант выучить язык – это пожить в стране изучаемого языка, где практика будет просто неизбежна, иначе люди там вас просто не поймут. Но, к сожалению, не все могут позволить себе такую роскошь, а знать английский – международный язык общения – просто необходимо.
Как же быть?
Во-первых, не опускать руки и не убеждать себя (или своего ребенка) в том, что вы не в состоянии выучить чужой язык. Любой человек в состоянии сделать это. Главное – ваше желание. Но для кого-то требуется чуть меньше времени, а для кого-то – чуть больше.
Во-вторых, запастись терпением и решимостью выучить язык. Изучение чужого языка (даже если вы начали проживать в стране, где на нем говорят) – долговременный и трудоемкий процесс. Проживание в стране языка значительно ускорит его изучение, но нисколько не отменит времени и усилий на его изучение и запоминание новых слов и выражений. (И, между прочим, добавит немало стрессовых ситуаций, когда вы будете не в состоянии быстро правильно понять или объясниться, особенно на первых порах.)
В-третьих, ПРАКТИКА, ПРАКТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПРАКТИКА. Ее можно превратить в увлекательный игровой процесс. Было бы желание! Кроме того, песни, книги и фильмы на английском языке очень хорошо помогают в этом смысле. Родители не должны самоустранятся от помощи детям, даже если они не знают английский язык. Главное – мотивирование своих чад и контроль, ведь все мы от природы ленивы, а дети в силу своего возраста просто не в состоянии осознать необходимость этих новых знаний. Кто же, как не родители, подаст им пример и совместно со своими детьми не начнёт изучать иностранный язык?
В-четвертых, это должен быть системный подход. Изучение «наскоками» с большими интервалами между ними, как правило, не дает хороших результатов, если только, конечно, у вас или у вашего ребенка не супер память, но даже и она может дать сбой при неправильном подходе.
И, наконец, старайтесь не переоценивать способность ваших детей к запоминанию «раз и навсегда». В детском возрасте совершенно естественно забывать то, что они, казалось бы, обстоятельно изучили (тот же алфавит или правила чтения). Все полученные знания необходимо периодически обновлять, а для этого существует такая вещь, как повторение. Недаром поговорка гласит: «Повторение – мать учения!». Не будем же забывать про нее.
КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ НОВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
СРАЗУ СКАЖУ: РЕКС-ПЭКС-ФЭКС ИЛИ ДРУГИЕ ЧУДЕСА НЕ РАБОТАЮТ!!!
У каждого из нас есть свои особенности запоминания тех или иных понятий с нашего самого раннего детства. У кого-то лучше работает зрительная память, кого-то – слуховая, а у кого-то и вовсе – тактильная (то, что мы ощущаем при прикосновении, например, при письме). В любом случае, нужно максимально использовать все три вида памяти, чтобы ускорить процесс освоения языка.
Есть несколько способов заучивания слов и выражений для их более эффективного запоминания.
- Главное – время. Есть хороший способ запоминать слова и выражения быстро и надолго. Используйте новое слово сразу, как только вы его узнали. Попытайтесь произнести его вслух и мысленно представить предмет или явление, который оно означает. Затем повторите его через 10 минут. Затем — через час, и так в течение дня. Затем на следующий день. Затем через неделю. После этого вам вряд ли придется прилагать усилия, чтобы вспомнить его – новый словарный запас останется с вами очень надолго.
- Записывайте слова на карточках и тренируйтесь каждый день. Словарные карточки — это специальные карточки, которые используются для запоминания информации. На них с одной стороны можно поместить английское слово, с другой — перевод на русский, а также фотографию или рисунок. Например, вы можете заготовить набор карточек по теме «еда». На одной стороне карточки напишите слово по-английски, а на другой поместите картинку или перевод этого слова. Словарные карточки — хороший инструмент в изучении нового языка. К тому же, с ними вы можете превратить занятия в игру.
- По типу карточек записывайте по 2-3 слова на ярких стикерах, которые можно развесить по всей своей комнате или даже квартире. Каждый раз, натыкаясь на стикеры с новыми словами и фразами, пытайтесь вспомнить, что они значат, а если не помните, то можете отогнуть стикер и посмотреть перевод.
- Ассоциации. Возьмите слово (или фразу), напишите его в центре листа. Затем проведите от него линии во все стороны, как паутинку. На конце каждой линии запишите любые слова на английском или просто нарисуйте соответствующие картинки, которые вам приходят в голову, когда вы думаете о слове в центре паутинки. Это могут быть абсолютно любые значения, но обязательно каким-либо образом связанные по теме со словом в центре. Как можно чаще проговаривайте эти связи. Например: fruit – apple, tropical – fruit, juice – fruit, и так далее. Таким образом вам будете легче запомнить изучаемое слово или фразу.
- Запоминайте слова в целых фразах. В английском языке большинство слов имеет несколько значений, поэтому стоит заучивать не отдельное слово, а его сочетание с другим словом. Например, слово “smart” имеет два основных значения: 1) «умный»; 2) «красивый». Поэтому лучше запомнить его в сочетаниях типа “a smart person”, “a smart dress”. Кроме того, есть очень много устойчивых выражений, которые просто необходимо запоминать целиком: “What’s the weather like?” («Какая погода?»), “What do you do for a living?” («Чем ты зарабатываешь себе на жизнь?»), “on time” («вовремя») и т.д.
- Запоминайте попарно слова с противоположными значениями (антонимы) или слова с похожими значениями (синонимы): angry – happy, small – big, expensive – cheap; angry – cross, small – tiny, expensive – costly. Такие пары помогают создавать больше ассоциаций и связей между словами.
- Разбирайте слова по составу, используйте корни, суффиксы и приставки. Например, у вас есть незнакомое слово ‘unbelievable’. Вычлените из этого слова корень ‘-believe-‘ = «верить», приставка ‘un-‘ значит «не», суффикс ‘-able’ может быть только у прилагательных. Значит, получается: «не-вер-оятный». Если вы составите список часто встречающихся приставок (un-, dis-, il-, micro- и т. д.) и суффиксов (-er, -able, -ly, -ent, -tion, -ive и т. д.) и запомните, что они означают, вы сможете догадаться о значении новых для вас слов.
- Сочиняйте свои собственные истории, используя новые слова. Допустим, вам нужно запомнить следующие 20 английских слов: shoes, piano, tree, pencil, bird, bus, books, driver, dog, pizza, flower, door, TV set, spoons, chair, jump, dance, throw, computer, stone (туфли, фортепиано, дерево, карандаш, птица, автобус, книги, водитель, собака, пицца, цветок, дверь, телевизор, ложки, кресло, прыгать, танцевать, бросать, компьютер, камень). Составьте свои, пусть смешные, короткие предложения и объедините их в общую историю:
‘My shoes are on the piano, the piano is under the tree, the tree has got many pencils and birds, the pencils are small and red the birds are big and grey. The driver is on the yellow bus, the bus is full of books. The dog eats pizza, the pizza is with flowers. The door is white, the TV set is black, the spoons are on the chair, spoons can’t jump or dance. The computer is big, I can throw stones.’
(Мои туфли на пианино, пианино под деревом, на дереве много карандашей и птиц, карандаши маленькие и красные, а птицы большие и серые. Водитель в желтом автобусе, автобус полон книг. Собака ест пиццу, пицца с цветами. Дверь белая, телевизор черный, ложки – на стуле, ложки не умеют прыгать или танцевать. Компьютер большой, я умею швырять камни.)
- Тренируйте слова в разговоре с другом. Для чего нужны хорошие друзья? Возьмите друга, объясните ему, что вам нужно, и начинайте практиковаться! Составляйте диалоги и пытайтесь использовать как можно больше новых слов. Разговор необязательно должен быть осмысленным, иногда даже веселее, если он получится абсурдным. Важно то, что вы улучшаете свой словарный запас и одновременно получаете повод посмеяться!